Версия для слабовидящих 

Хартия честного оценивания образовательных результатов 
О подростках из журнала "Классное руководство" PDF Печать

…В качестве проблемы подростки часто упоминают лень. А она вызывается специфической для них повышенной утомляемостью. «Отчего бы им уставать?! – воскликнет иной взрослый. – Мне бы их заботы!» Школьная нагрузка составляет подчас восемь уроков в школе часа четыре-пять домашней подготовки, что и взрослый-то не выдержит. Такой режим требует очень много энергии. Кроме того, вспомним, как часто мы вынуждены покупать отпрыску новые джинсы, так как те, что есть, еще вполне приличные, стали коротки. Причиной служит усиленный рост, также требующий много энергии. И как следствие мы имеем чередование всплесков активности и ее падения, вплоть до полного изнеможения растущего человека.

Зная это, родители и учителя при разработке индивидуальных траекторий развития должны учитывать возможность отсроченных поручений, отсроченных домашних заданий (на неделю, на месяц, на четверть). Они дают возможность подростку самому выбрать время для их выполнения и определить для себя интенсивность предстоящей работы.

            Например, на листе бумаги можно записать все просьбы к подростку, либо сгруппировав их в порядке значимости для семьи/школы, либо пометив восклицательным знаком особо срочные, либо просто перечислив в свободном порядке и переадресовав их сортировку самому ученику. Далее рекомендуется вместе с ним прочитать этот листок и предложить его в качестве шпаргалки по домашним поручениям, предположим, на недельный срок. В течение этой недели лучше не напоминать школьнику о том, что надо сделать, не стоять над душой, но всегда хвалить и благодарить за выполненное. Конечно, стоит оговорить, что за это время могут возникнуть и экстренные поручения.

           Такой подход помогает ребенку воспитать и развить у себя чувство ответственности, не мучаясь от подчас мелочной опеки взрослых, учит распределять свои силы, свою энергию.

           Подростки вправе отстаивать собственную линию поведения, взгляды, пытаться расширить свои права и претендовать на уважение собственной личности и человеческого достоинства, на доверие и расширение самостоятельности (другой вопрос – в какой форме осуществляются эти попытки). Отсутствие же адекватной доли уважения, доверия, такта со стороны взрослых и непризнание ими прав на определенную самостоятельность естественным образом приводят к тому, что подрастающее поколение становится чересчур резким по отношению к взрослым, а нередко и пренебрежительно-снисходительным, что ведет к отчуждению.

Взрослые, вроде бы становясь более доступными, тоже всячески дистанцируются от подростков, оправдывая это постоянной занятостью, чувствуя себя неуверенно в общении с взрослеющими детьми из-за отсутствия сегодня четких моральных установок и нравственных требований. Сплошь и рядом мы наблюдаем ситуации: если взрослому нужно послушание тринадцати - пятнадцатилетнего человека, в большинстве случаев он выбирает позицию: «ты – еще ребенок». Если же требуется его ответственность, то предпочитает диаметрально противоположную позицию: «ты – уже взрослый».

Для сохранения психического и физического здоровья подростка взрослым рекомендуется придерживаться позиции друга и принципа команды. Не ограничивать инициативу подростка, не глушить проявления их «я», а содействовать становлению, то есть совершать вместе с ним реальные совместные действия.


                                           Екатерина Александрова,
д.п.н., профессор,
Саратовский государственный
университет
им. Н.Г. Чернышевского,
г. Саратов

 
minorb1 krao guo Баннер ККИПК Базовая площадка logo gosusl raitng gto1   univesiade logo new
© 2007-2018 МАОУ Лицей №9 "Лидер". Все права защищены.
660093, г.Красноярск, ул.Семафорная, 247а, тел/факс: 8(391)236-61-00, 236-52-57 e-mail: fap71@rambler.ru