Версия для слабовидящих 

Хартия честного оценивания образовательных результатов 
Как сохранить психическое здоровье школьника? PDF Печать

«Психически здоровый человек

должен быть максимально полезен

многим людям; если это невозможно - то хотя бы немногим;

если и это невозможно - то хотя бы своим ближним;

а если даже это невозможно - то хоть самому себе!»

                                                                           Сенека.

                        Психика ребенка характеризуется повышенной ранимостью и легкой истощаемостью. Многие воздействия окружающего мира могут оказаться для него сверхсильными и явиться причиной стресса, снижения способности контролировать свое поведение, значительного снижения самооценки, нервных реакций и даже нервных расстройств.

Эксперты ВОЗ на основе проведенного в разных странах исследования пришли к выводу, что нарушение психического здоровья чаще всего отмечаются у детей, которые находятся в дисгармоничных отношениях с родителями и педагогами. Отрицательное влияние одного человека на другого называют антропогенией. Это приводит у детей к ощущению безродности, бесперспективности, нереализованности, опустошенности, к психическим травмам, бытовому экстремизму, сектантству.

Итак, какие воздействия нарушают психическое здоровье детей?

1. Стрессогенная тактика педагогических воздействий — это систематическое использование окриков или так называемых «психологических пощечин», а также ограничение времени в процессе деятельности. Ребенок испытывает стресс из-за постоянной гонки, неудач, неудовлетворенности взрослых. Школьники, ожидая очередных упреков и даже унижений, находятся в постоянном психологическом напряжении.

2. Перегрузка — интенсификация учебной деятельности — один из факторов роста нервно-психологических нарушений. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возростных биологических потребностей организма подростка в сне, двигательной активности, пребывании на воздухе.

3. Ситуация в семьях. Семья претерпела серьезные изменения. А ведь модель поведения ребенком чаще всего избирается по образцу родителей. Сегодня заметно утрачивается подвижническое отношение родителей к своим детям. Часто в семьях царят жестокость, грубость, какой-то невидимый агрессивный стиль взаимоотношений с собственным ребенком. Известный детский хирург, академик Я. Долецкий даже ввел новый термин — синдром опасного обращения с детьми. Речь идет о физических и психических травмах, причиняемых в семье  близкими. Сегодня до 50 тыс. ребят самовольно уходят из семьи, множится число юных бомжей и изгоев.

4. Некомпетентность родителей и педагогов в вопросах физиологического развития ребенка. Например, непредсказуемые поступки подростков, оказывается, связаны с незрелостью мозга. Лобные доли, отвечающие за принятие осмысленных решений, у подростков функционируют не так как у взрослых. Учителя, родители должны проявлять терпение и снисхождение к необдуманным поступкам своих подопечных, в надежде, что через какое-то время их мозг заработает в полную силу. Дети «эмоционально мудрых» родителей легче справляются со стрессовыми ситуациями, более успешны в учебе, у них мало проблем со сверстниками.

5. Зависимости. Напрямую связаны с проблемой психического здоровья школьников. Это страшная беда, в сети которой попадают многие подростки. Чаще всего — это уход от реальности, которая чем-то не устраивает ребенка, форма неосознанного протеста.

По большому счету, психическое здоровье зависит от состояния нашего тела, психики и социального окружения. Уважаемые родители, для поддержания гармоничного развития Вашего ребенка мы предлагаем Вам рекомендации «Как сохранить психическое здоровье ребенка»:      

  • Всегда находите время поговорить      с ребенком. Интересуйтесь его проблемами, вникайте в возникающие      у него сложности, обсуждайте их, давайте советы.
  • Не оказывайте нажима на ребенка,      признайте его право самостоятельно принимать решения, уважайте его право      на самостоятельное решение.
  • Научитесь относиться к ребенку      как равноправному партнеру, который пока просто обладает меньшим жизненным      опытом.
  • Не унижайте ребенка криком, исключите      из практики семейного воспитания «психологические пощечины».
  • Не требуйте от ребенка      невозможного в учении, сочетайте разумную требовательность      с похвалой. Радуйтесь вместе с ребенком даже маленьким успехам.
  • Осознайте, что взрослеющий подросток      не всегда адекватен в своих поступках в силу      физиологических особенностей. Умейте прощать, «лечите» добром.
  • Не сравнивайте ребенка с другими,      более успешными детьми, этим вы снижаете самооценку. Сравните его      с ним же самим, но менее успешным.
  • Следите за выражением своего      лица, когда обращаетесь с ребенком. Хмуро сведенные брови, гневно      сверкающие глаза, искаженное лицо — «психологическая пощечина»      ребенку.
  • Чтобы выработать чувство      ответственности, необходимо, чтобы у ребенка были дела, за которые      отвечает только он (домашние поручения, уроки и т. д.).
  • В случае неудачи ребенка вселяйте в      него уверенность в том, что все должно получиться.
  • Демонстрируйте ребенку позитивное      отношение и уверенность в возможности преодоления жизненных сложностей.
  • Выражайте любовь к ребенку. Говорите      ему, как Вы рады, что у Вас именно такой сын иди дочь.
 
minorb1 krao guo Баннер ККИПК Базовая площадка logo gosusl raitng gto1   univesiade logo new
© 2007-2018 МАОУ Лицей №9 "Лидер". Все права защищены.
660093, г.Красноярск, ул.Семафорная, 247а, тел/факс: 8(391)236-61-00, 236-52-57 e-mail: fap71@rambler.ru