Версия для слабовидящих 

Хартия честного оценивания образовательных результатов 
Памятка для учителей начальной школы PDF Печать

1191269080 c4117Памятка для учителей начальной школы

(преодоления неуспешности в обучении)

 

 Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.

 

Типы неуспеваемости:

  • Абсолютная неуспеваемость выражена оценкой «неудовлетворительно» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.
  • Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.

Под неуспешностью обычно понимают любую деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата (успеха).

Факторы, усиливающие неуспешность:

  • Генетическое неблагополучие;
  • Физиологические недостатки;
  • Социальная среда.

 

Залогом успеха в работе с неуспевающими учащимися является методически грамотное составление индивидуальных образовательных программ, индивидуальная работа с обучающимися.

 

 Индивидуализации обучения  выделяет два основных аспекта:

  • учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
  • оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных ресурсов.

 

 

           Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке 

 

Этапы урока

Виды помощи в учении

В процессе контроля за подготовленностью учащихся.

Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.

Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.

Предложения учащимся примерного плана ответа.

Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.

Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.

При изложении нового материала.

Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.

Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.

Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.

Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.

В ходе самостоятельной работы на уроке.

Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.

Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.

Напоминание приема и способа выполнения задания.

Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.

Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.

Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.

Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.

Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.

При организации самостоятельной работы.

Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.

Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.

Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.

 

 

Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников

 

Формируемые отношения

 Этапы работы

1 этап

2 этап

3 этап

4 этап

Отношение к содержанию учебного материала.

Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости.

Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого.

Существенный, важный, но непривлекательный материал.

 

Отношение к процессу учения (усвоение знаний).

Действует учитель, ученик только воспринимает.

Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса.

Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса.

Ученик действует самостоятельно

Отношение к себе, своим силам.

Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий.

Поощрение успеха к работе, требующей некоторых усилий.

Поощрение успеха в работе, требующей значимых усилий.

 

Отношение к учителю (коллективу).

Подчеркнутая объективность, нейтралитет.

Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие.

Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.

 

 

 

 

Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися

Классному руководителю:

Определить причину неуспеваемости учащегося через:

-        анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся);

-        беседу с психологом;

-        беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий;

-        беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.

Вести контроль за:

-        посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);

-        успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику;

Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося.

Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.

 

Учителю-предметнику

-        Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, СПС, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.

-        Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.

 

 

 

 

 
minorb1 krao guo Баннер ККИПК Базовая площадка logo gosusl raitng gto1   univesiade logo new
© 2007-2018 МАОУ Лицей №9 "Лидер". Все права защищены.
660093, г.Красноярск, ул.Семафорная, 247а, тел/факс: 8(391)236-61-00, 236-52-57 e-mail: fap71@rambler.ru