Памятка для учителей начальной школы
(преодоления неуспешности в обучении)
Неуспеваемость связана с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Именно поэтому необходима систематизация различных подходов к проблеме возникновения неуспеваемости, к выявлению вызывающих ее причин.
Типы неуспеваемости:
- Абсолютная неуспеваемость выражена оценкой «неудовлетворительно» и соотносится с минимальными требованиями школьной программы.
- Относительная неуспеваемость характеризуется недостаточной познавательной нагрузкой тех учащихся, которые могли бы превысить обязательные требования, и соотносится с минимальными требованиями школьной программы и возможностями отдельных учащихся.
Под неуспешностью обычно понимают любую деятельность, которая не сопровождается достижением желаемого результата (успеха).
Факторы, усиливающие неуспешность:
- Генетическое неблагополучие;
- Физиологические недостатки;
- Социальная среда.
Залогом успеха в работе с неуспевающими учащимися является методически грамотное составление индивидуальных образовательных программ, индивидуальная работа с обучающимися.
Индивидуализации обучения выделяет два основных аспекта:
- учет индивидуальных особенностей детей с последующей адаптацией учебного процесса к индивидуальным особенностям каждого ребенка;
- оказание каждому ребенку индивидуальной педагогической помощи с целью развития его индивидуальных ресурсов.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока
|
Виды помощи в учении
|
В процессе контроля за подготовленностью учащихся.
|
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе.
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски.
Предложения учащимся примерного плана ответа.
Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления.
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой.
|
При изложении нового материала.
|
Применение мер поддержания интереса к усвоению темы.
Более частое обращение к слабоуспевающим с вопросами, выясняющими степень понимания ими учебного материала.
Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т.д.
Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником.
|
В ходе самостоятельной работы на уроке.
|
Разбивка заданий на дозы. Этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых.
Ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее.
Напоминание приема и способа выполнения задания.
Указание на необходимость актуализировать то или иное правило.
Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений.
Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению.
Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих.
Более тщательный контроль за их деятельностью, указание на ошибки, проверка, исправления.
|
При организации самостоятельной работы.
|
Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа.
Более подробное объяснение последовательности выполнения задания.
Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий.
|
Система работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников
Формируемые отношения
|
Этапы работы
|
1 этап
|
2 этап
|
3 этап
|
4 этап
|
Отношение к содержанию учебного материала.
|
Наиболее легкий занимательный материал независимо от его важности, значимости.
|
Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого.
|
Существенный, важный, но непривлекательный материал.
|
|
Отношение к процессу учения (усвоение знаний).
|
Действует учитель, ученик только воспринимает.
|
Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса.
|
Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса.
|
Ученик действует самостоятельно
|
Отношение к себе, своим силам.
|
Поощрение успехов в учебе, работе, не требующей усилий.
|
Поощрение успеха к работе, требующей некоторых усилий.
|
Поощрение успеха в работе, требующей значимых усилий.
|
|
Отношение к учителю (коллективу).
|
Подчеркнутая объективность, нейтралитет.
|
Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие.
|
Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др.
|
|
Алгоритм работы с неуспевающими и слабоуспевающими учащимися
Классному руководителю:
Определить причину неуспеваемости учащегося через:
- анкетирование (анкета: анализ причин неуспеваемости обучающихся);
- беседу с психологом;
- беседу с социальным педагогом, для выяснения социальных условий;
- беседу с преподавателем, у которого учащийся имеет «неудовлетворительную» оценку.
Вести контроль за:
- посещением неуспевающего учащегося у психолога (если такая помощь необходима);
- успеваемостью при сдаче дополнительных или индивидуальных заданий учителю предметнику;
Уведомлять еженедельно родителей и курирующего завуча о результатах успеваемости учащегося.
Разработать вместе с ребенком индивидуальный план его учебной деятельности и подводить итоги по окончанию четверти.
Учителю-предметнику
- Выстроить систему взаимодействия с классным руководителем, СПС, родителями учащихся, завучем в решении задач по успешности обучения детей.
- Планировать и осуществлять на уроке работу со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися.
|