Версия для слабовидящих 

Хартия честного оценивания образовательных результатов 
Как включить ребенка с аутизмом в работу обычного класса PDF Печать

Десять полезных советов для учителей обычных школ, у которых нет опыта обучения аутистов.

Когда я говорю со своими коллегами в начальных и средних классах школы, я замечаю, что многие ветераны преподавания понимают, как они могут включить в работу общеобразовательного класса детей с трудностями в обучении, интеллектуальной, эмоциональной или физической инвалидностью. Несмотря на это, поддержка и обучение учеников с аутизмом в тех же условиях ставит их в тупик.

Ниже приводятся несколько рекомендаций для учителя, который только начинает работать с учеником с аутизмом. Эти простые идеи могут помочь любому ученику, но они особенно эффективны при работе с учениками с аутизмом, синдромом Аспергера и другими диагнозами в этом спектре. Эти советы могут помочь учителю любого класса и помогут создать безопасную и комфортную обстановку не только для детей с аутизмом, но и для детей с любыми уникальными особенностями обучения.

1) Учитесь учить ученика у самого ученика

Обычно когда учителю нужна информация об ученике, то он изучает учебные записи о нем или ней. Хотя эти документы, безусловно, очень важны, они редко являются самым полезным источником информации. Если учителя хотят лучше понять ученика с аутизмом, то они должны задавать вопросы ему самому. Некоторые дети очень охотно и легко предоставляют информацию, другим детям для этого понадобится поддержка и поощрение от членов их семьи. Есть множество способов запроса такой информации – от короткого письменного теста до разговора с учеником в форме интервью. Например, один учитель дал ученику с аутизмом задание – подготовить список рекомендаций о том, как учить детей с особенностями в обучении. Когда ученик выполнил задание, учитель опубликовал это руководство и распространил его среди всех сотрудников школы.

Если ученик с аутизмом неспособен на надежную коммуникацию, то можно обратиться за помощью к семье. Родители могут рассказать о том, что оказалось наиболее полезным для них, они могут предоставить видеозаписи, на которых ученик принимает участие в семейных или социальных мероприятиях. Подобные материалы могут подать учителям куда больше полезных и конкретных идей, чем сухие отчеты и результаты тестирования.

Очень полезными бывают наблюдения за учеником в другом классе. Во время этих наблюдений нужно в первую очередь обращать внимания на успехи ребенка: Что получается у него хорошо? В чем она сильна? Что помогает ученику добиться успеха?

Инклюзивное образование (включающее образование) — дает возможность всем учащимся, в том числе с ограниченными возможностями, в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни. Включающее образование базируется на восьми принципах:

1) ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

 2) каждый человек способен чувствовать и думать;

 3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4) все люди нуждаются друг в друге;

 5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8) разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

2) Поддерживайте ученика во время изменений

Некоторые ученики с аутизмом испытывают трудности во время изменений. У некоторых любые перемены в привычной обстановке вызывают сильный дискомфорт, а другим тяжело дается смена видов деятельности. Люди с аутизмом рассказывают о том, что изменения могут вызывать у них проблемы – если привычный распорядок нарушается, то они испытывают сильный стресс и чувствуют себя дезориентированными. Учителя могут минимизировать дискомфорт учеников во время изменений с помощью:

Напоминаний классу за пять минут и за одну минуту о смене вида деятельности.

«Переходной» деятельности для всего класса – например, записи в дневник для старших учеников или веселой песенки про «порядок на столе» для младших детей.

Помощи других детей в переходный период. В младших классах учитель может попросить всех учеников переходить из одного помещения в другое парами. В средних и старших классах ученик с аутизмом может сам выбрать ровесника, чтобы ходить вместе с ним.

Помогающий предмет на время изменений. Некоторым ученикам нужно носить с собой игрушку или другой предмет, например, картинку, чтобы легче переходить из одного места в другое.

3) Позвольте ученику теребить что-нибудь в руках

Очень часто учащимся с аутизмом трудно подолгу сидеть на одном месте или даже просто находиться в классе продолжительный период времени. Один из возможных подходов в такой ситуации – позволять ученикам больше двигаться и вставать с места. Однако некоторым ученикам достаточно просто манипулировать каким-нибудь предметом во время уроков. Я знаю одного ученика, которому нравится распускать нитки в лоскутках джинсовой ткани. Другому нравится сгибать и разгибать соломинку для питья, пока учитель дает объяснения.

Ученикам с подобной потребностью можно предложить мягкие мячики, пластиковые соломинки, размешивалки, нити с бусинами, резинки, тянущиеся игрушки и даже связки ключей с брелками.

Другой стратегией «удержания на месте» может стать разрешение рисовать во время урока. Многим ученикам, даже тем, у кого нет особых потребностей, проще сосредоточиться на лекции или занятии, если они рисуют какие-нибудь каракули в тетради.

4) Помощь с организацией

Хотя некоторые ученики с аутизмом сверхорганизованы, другим нужна помощь в поиске нужных материалов, поддержании порядка в шкафчике и на парте, напоминаниях о том, что нужно принести в школу или забрать из школы. Подумайте о внедрении общей поддержки, которая поможет всем ученикам. Например, ученики могут прикрепить на свои парты небольшие списки дел, или хранить небольшие наборы материалов в классе, чтобы не носить их все время в портфеле. Кроме того, учителя могут:

Попросить учеников переписывать домашние задания, складывать портфели и наводить порядок вместе. Это может помочь в обучении навыкам (например, создание списков дел, определение приоритетов);

В конце урока попросите всех учеников заниматься порядком и организацией в течение двух минут; или

Подготовьте для класса списки дел, расположите их в ключевых местах класса. Например, можно раздать список дел для выполнения классной работы (например, «Вы завершили все задания? Вы написали свое имя?») или около доски (например, «Вы достали карандаш? Тетрадь? Домашнюю работу?»).

5) Поручайте ученикам работу в классе

Многих учеников с аутизмом успокаивает рутина и предсказуемость. Рутина работы в классе и поручения учителя могут предоставить ученику структуру, и в то же время это возможность для обучения и развития навыков. Если ученику нравится все раскладывать по порядку, ему можно поручить сбор оборудования для уроков физкультуры. Если ученику нравится порядок, то его можно попросить разобрать книги в библиотеке класса. В одной начальной школе Мария, ученица с аутизмом, стала ответственной за организацию обеда. Подсчет поднятых рук в столовой также помог ей повысить грамотность и навыки счета.

6) Разрешайте ученику делать перерывы

Некоторые ученики лучше всего работают, если им можно сделать паузу между заданиями или пойти на перерыв (погулять по коридору, потянуться, просто перестать работать). Некоторым учащимся понадобятся перерывы с прогулками – они могут продолжаться от нескольких секунд до 15-20 минут. Некоторым ученикам нужно будет погулять вдоль коридора один или пару раз, а другим нужно разрешать сделать круг по классу.

Один учитель, который осознавал важность таких учебных пауз, решил предложить их всем ученикам в классе. Он регулярно давал детям возможности для обсуждений (например, «Что вы знаете о вероятности?»), а затем предлагал им «поговорить и погулять» с соседом по парте. Через десять минут такого движения он сажал учеников на место и просил их подвести итоги их дискуссии.

1.jpg

7) Сосредоточьтесь на интересах ученика

По мере возможностей педагоги должны использовать интересы, сильные стороны, навыки и области знаний ученика в качестве инструментов для его обучения. Например, сильные стороны ученика можно использовать для развития межличностных отношений. Некоторые ученики, которым трудно поддерживать разговор и общаться “типичным» образом”, прекрасно находят общий язык с другими людьми, если общение связано с их любимым занятием или областью интересов.

У меня был ученик по имени Патрик, у которого практически не было друзей, и он очень редко говорил с другими учениками, пока однажды другой ученик не пришел в класс в футболке «Звездных войн». У Патрика тут же лицо просветлело, и он начал бомбардировать новичка вопросами о своем любимом фильме. Новый ученик был рад с кем-нибудь подружиться, и он начал приносить в класс свою коллекцию, связанную с научной фантастикой. Со временем эти два ученика стали хорошими друзьями с общими интересами, они даже организовали собственный клуб, куда могли приходить другие дети, которые играли вместе в настольные игры по научно-фантастическим фильмам.

Любой интерес, с которым ученик приходит в класс, можно сделать частью учебного плана. Если ученик любит погоду, попросите его написать сочинение о приливах, сделать реферат по веб-сайтам о формировании облаков, или провести собственный исследовательский проект о природных катастрофах.

8) Пересмотрите свое отношение к правописанию

Письмо от руки может быть огромным источником напряжения и проблем для детей с аутизмом. Некоторые вообще не могут писать от руки, а другие могут писать, но им трудно это делать. Почерк учеников может быть неряшливым и неразборчивым. Проблемы с письмом могут вызывать фрустрацию у учеников, они могут негативно реагировать на любые задания с ручкой и бумагой.

Чтобы поддержать ученика, у которого есть проблемы с письмом от руки, учитель может поощрять его или ее при каждой попытке что-то написать – слово, предложение или пару строк. Учителя также могут разрешить ученику пользоваться компьютером, планшетом или даже старомодной печатной машинкой на некоторых уроках. Кроме того, ровесники, волонтеры класса, учителя и другие специалисты могут стенографировать для ученика, у которого есть двигательные и моторные проблемы, чтобы ученик с аутизмом мог диктовать свои идеи и мысли.

9) Предоставляйте выбор

Выбор предоставляет ученикам не только чувство контроля над своей жизнью, но и возможность получше узнать самих себя в работе и учебе. Ученики, особенно те, кому предоставляется возможность принимать самостоятельные решения, лучше знают, когда в течение дня они более креативны, продуктивны и энергичны, какие материалы и поддержка им нужны, и каким образом они могут выразить то, чему они научились.

Можно включить выбор практически в любую часть дня в школе. Ученики могут выбрать, какое задание делать, какую роль играть в группе, какие темы изучать или какие задачи решать, как получать поддержку и помощь. Примеры выбора, который может быть предложен в классе:

Решите пять из десяти предложенных задач.

Поднимите руку или встаньте, если вы согласны.

Можете работать самостоятельно или в маленькой группе.

Читайте про себя или вместе с другом.

Используйте карандаш, ручку или компьютер.

Изучите литературу в библиотеке или в классе.

Сделайте конспект с помощью слов или картинок.

Выберите любую тему для реферата.

10) Включайте

Если ученикам предстоит научиться правильному поведению, то им нужно находиться в инклюзивной среде, чтобы видеть и слышать, как говорят и действуют их ровесники. Если ученикам нужно научиться социальным навыкам, то им нужно быть в пространстве, где они могут наблюдать и учиться у других людей в социальных ситуациях. Если ученикам нужна специальная поддержка для академического успеха, то учителям нужно наблюдать за учащимся в инклюзивном классе, чтобы определить, какая именно поддержка ему нужна.

Если правда, что мы учимся, делая, то лучший способ научиться работать с учениками с аутизмом в инклюзивном классе – это включать их в класс.

Автор: Пола Клут / Paula Kluth

 
minorb1 krao guo Баннер ККИПК Базовая площадка logo gosusl raitng gto1   univesiade logo new
© 2007-2018 МАОУ Лицей №9 "Лидер". Все права защищены.
660093, г.Красноярск, ул.Семафорная, 247а, тел/факс: 8(391)236-61-00, 236-52-57 e-mail: fap71@rambler.ru