Версия для слабовидящих 

Хартия честного оценивания образовательных результатов 
Как спланировать дизайн класса, где учатся дети с аутизмом? PDF Печать

Как спланировать дизайн класса, где учатся дети с аутизмом?

Несколько практических рекомендаций, учитывающих особенности зрительного восприятия детей с аутизмом

1.jpg

Эффективный дизайн класса для учеников с аутизмом включает: структуру, предсказуемость и постоянство. Такой дизайн облегчает переход от одной деятельности к другой, что помогает детям стать более независимыми. Для этого вы можете что-то включить или убрать, принять решения о цветовой гамме и о том, как расположить наглядные материалы. Если вы продумываете дизайн для школы, в которой будут учиться дети с аутизмом, то следует подумать о следующих моментах.

Части целого

Независимо от размера класса, в нем желательно выделить четко ограниченные части, например:

— уголок для перерыва или место, где можно успокоиться;

— место для самостоятельной работы;

— место для групповой работы: в большой или маленькой группе;

— место для работы за компьютером.

Передвижные ширмы — это прекрасный способ разделить пространство класса на функциональные части. Они стоят недорого, их легко можно убрать или переставить. Я лично склеила де ширмы скотчем, чтобы создать длинную стену, которая огораживает уголок, где мои ученики могут посидеть или полежать на напольных мешках и тихо почитать. В конце дня, я разворачиваю одну из ширм на 45 градусов и создаю маленькое и огороженное пространство для самостоятельной работы.

Того же эффекта можно добиться с помощью шкафа для книг — его можно поставить таким образом, чтобы огородить место для отдыха или самостоятельной работы. Если у вас маленькая комната, то вы можете создать место для индивидуальной работы или инструкций в малой группе, если поставите на стол раздвижной картонный экран из нескольких частей (такие используются на конференциях для презентаций). Они не дороги, их легко можно убрать и поставить снова, и они помогают ученикам сосредоточиться на текущем задании.

Решения всегда зависят от конкретного помещения для класса, так что вам нужно будет подойти к вопросу творчески и приложить усилия, пробуя разные конфигурации. Но как только вы подберете себе подходящую планировку, вам уже вряд ли придется что-то менять.

Цвет и освещение

Выбирайте цветовую гамму и последовательно придерживайтесь ее. Ограничьте палитру двумя или тремя цветами, не стремитесь охватить всю радугу. Простота успокаивает. Выберите один основной цвет, один поддерживающий цвет и, если хотите, добавьте один цвет для акцента. Например, в моем классе основный цвет — это синий, все мои стенды для наглядных пособий синие, мои парты синие. Мой вторичный цвет — желтый, так что буквы для доски и ширмы в классе желтые. Для акцента на чем-то я добавляю чуть-чуть красного. У многих наших учеников красный — любимый цвет, но избыток красного в классе может слишком возбуждать, я не рекомендую его в качестве основного или поддерживающего цвета. Если у вас слишком яркий или неприятный цвет стен, то его можно нейтрализовать, повесив на стену огнеупорное полотно в важных частях класса.

2.jpg

Предпочтительным является приглушенный свет, лучше избегать слишком яркого, флуоресцентного освещения. Лампочки накаливания обеспечивают гораздо более мягкое, успокаивающее освещение класса, если, конечно, они допустимы в вашем здании. Если ваш единственный вариант — флуоресцентные лампы на потолке, подумайте о том, чтобы включать только половину ламп, или попробуйте натянуть под лампами лоскуты огнеупорной ткани, чтобы сделать свет не таким резким. Если в классе достаточно окон, то в солнечные дни можно пользоваться только естественным освещением.

Наглядные пособия для стен и стендов

Я очень избирательна в том, что касается моих стен и стендов и, хотя я очень ценю эстетичность, моя практичность всегда побеждает, если речь идет о том, что именно вешать в классе — только то, что действительно необходимо для учебы.

Если что-то висит на стенде или на доске, то этот материал должен как-то объяснять ученику, что он будет делать в течение дня. Значит ли это, что я не вешаю на стенды работы своих учеников? Именно так, не вешаю. Плоды их усилий я демонстрирую на внешней стороне двери класса и в школьном коридоре. Это позволяет не засорять стены в самом классе, а работы учеников видит вся школа.

Помимо расписания на утро и день я добавляю стенды с описанием событий в течение дня. Например, я размещаю фотографии учеников и время для обозначения индивидуальных терапевтических занятий с каждым из них. Так и ученики готовы к изменению в расписании, и я тоже не забываю.

3.jpg

Спустя много лет занятий скрупулезным дизайном класса, который должен помочь моим ученикам в течение дня, я научилась одному трюку, наблюдая за стилями обучения некоторых учеников. Одному мальчику было особенно важно, чтобы все занятия были четко ограничены в пространстве, например, с помощью коробки или мата. Ему были нужны визуальные границы. После того, как я это поняла, я стала делать границы для всех своих наглядных материалов. Каждый стенд на стене посвящен только чему-то одному, например, правилам поведения в классе или учебной теме этой недели. Особые события дня, утреннее расписание и дневное расписание я разделила широкой лентой. Такие зрительные подсказки помогают ученикам сосредоточиться на смысле каждого отдельного стенда. Как вы могли догадаться, границы стендов соответствуют цветовой палитре данного класса.

Минимизация зрительных помех

Мои полки для материалов накрыты шторами, чтобы придать классу более аккуратный вид и уменьшить соблазн для учеников, которые не против пошарить по моим полкам. Глаз долой из сердца вон, в буквальном смысле! В моем классе, который существует аж с 1899 года, срок годности меловой доски давным-давно истек, так что я заказала дешевые шторы и прикрыла негодную доску. Я также потратила восемь часов на то, чтобы удалить все следы стикеров и скотча с двух металлических тумбочек, создавая менее отвлекающую поверхность. Один из моих учеников постоянно показывал на следы клея, но после терапевтической уборки эта привычка исчезла. Если что-то отвлекает, нужно принять меры.

Профессиональный дизайн класса становится руководством и поддержкой ваших учеников на протяжении всего дня. Это такое наслаждение видеть, как ученики просматривают свое расписание и особые темы дня еще до того, как снимут пальто. Это доказательство, что мы готовы учиться!

Автор: Маргарет Оливер / Margaret Oliver

 
minorb1 krao guo Баннер ККИПК Базовая площадка logo gosusl raitng gto1   univesiade logo new
© 2007-2018 МАОУ Лицей №9 "Лидер". Все права защищены.
660093, г.Красноярск, ул.Семафорная, 247а, тел/факс: 8(391)236-61-00, 236-52-57 e-mail: fap71@rambler.ru