Версия для слабовидящих 

Хартия честного оценивания образовательных результатов 
Значение речи в обучении ребенка PDF Печать

Значение речи в обучении ребенка

1507792252225 blockПравильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем  речевого развития. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний.

Показатели речевого развития детей 6-7 лет:

- звукопроизношение;

- фонематический слух;

                                                             - владение навыками звукового анализа и синтеза;

                                                             - словарный запас;

                                                             - грамматический строй;

                                                             - связная речь;

                                                             - речевая коммуникация.

Звукопроизношение и фонематический слух

В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Приходя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.

 Важно уметь слушать и слышать других, дифференцировать звуки на слух, различать оппозиционные звуки, дифференцировать мягкие и твёрдые звуки, определять на слух звонкие и глухие согласные.

Владение навыками звукового анализа и синтеза:

- умение выделять звук на фоне слова;

- слышать и выделять первый и последний звук в слове;

- определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);

 - определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим;

- называть слова с заданным звуком;

- уметь составлять слова из звуков;

- дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».

Словарный запас

К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов).

В своей речи он должен активно использовать антонимы, синонимы, слова – действия, слова – признаки, обобщающие слова.

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.

Грамматический строй речи

Ребенок должен уметь:

 - пользоваться разными способами словообразования и словоизменения;

 - правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

 - образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных;

 - изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам;

 - понимать и употреблять предлоги;

 - согласовывать числительные и прилагательные с существительными.

Связная речь

    К 7 годам ребёнок должен уметь:

- пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки

- составлять рассказ по картинке

- составлять рассказ по серии картин

- отвечать на вопросы по тексту

Речевая коммуникация

- ребёнок должен быть достаточно активен в общении;

- уметь слушать и понимать речь;

- строить общение с учетом ситуации;

- легко входить в контакт с детьми и взрослыми;

- ясно и последовательно выражать свои мысли;

- пользоваться формами речевого этикета.

Дефекты звукопроизношения по-разному отражаются на обучении в школе

- неправильное звукопроизношение является косметическим дефектом и никак не влияет на усвоение школьной программы;

- неправильное звукопроизношение является психологическим фактором, препятствующим успешному обучению;

- неправильное звукопроизношение сочетается с недоразвитием фонематического слуха (т.е. с неумением в полном объёме различать звуки родного языка), что на письме и при чтении проявляется в специфических ошибках;

- неправильное звукопроизношение является составной частью дефекта более сложного нарушения в развитии ребёнка (общего недоразвития речи, задержки психического развития, умственной отсталости).

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки:

- слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами; раздельное написание слов, особенно приставок и корней (в доме – «вдоме», наступила – «на ступила»);

- пропуски, перестановки, добавления слогов (комната-«кота», печенье-«чепенье», паровоз-«павороз», бабушка – «бабабушка»);

- пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, добавления букв (поросенок – «просенок», трава – «тарава»);

- перестановки букв (комната – «конмата»).

Грамматическая сторона речи

У детей должны быть сформированы навыки словоизменения и словообразования:

Дети должны уметь:

- изменять существительные по падежам и числам (например: санки, на санках);
- употреблять различные предлоги;
- согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (н-р: голубое полотенце);
- согласовывать существительные с числительными (например: один карандаш, два, пять карандашей);
- правильно употреблять глаголы (например: бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит и т.п.).

Связная    речь

Ребенку с недостатками связной речи трудно:

- свободно общаться с взрослыми и сверстниками;
- поддерживать разговор на темы, доступные возрасту;
- рассказывать о пережитых событиях;
- пересказывать содержание сказки, рассказа;
- описывать окружающие предметы;
- раскрывать содержание картины, некоторых явлениях окружающей действительности.

    Нарушение самостоятельной связной речи может выражаться в трудностях пересказа, в составлении рассказа, в написании сочинений и изложений.

Если ваш ребенок имеет трудности в речевом развитии и нуждается в специальной помощи, не стоит надеяться на то, что он «вырастет, и сам научиться говорить».

  Необходимо обратиться к логопеду.

 
minorb1 krao guo Баннер ККИПК Базовая площадка logo gosusl raitng gto1   univesiade logo new
© 2007-2018 МАОУ Лицей №9 "Лидер". Все права защищены.
660093, г.Красноярск, ул.Семафорная, 247а, тел/факс: 8(391)236-61-00, 236-52-57 e-mail: fap71@rambler.ru